Школьный буллинг - это систематическое проявление агрессии или психологического давления по отношению к одному или нескольким членам группы. К сожалению, обращаясь к взрослым за решением, дети часто не получают должной поддержки, и ситуация только усугубляется. Многие родители и даже некоторые педагоги всё ещё относятся к школьным издевательствам как к норме. «Всегда так было и ничего, все живы-здоровы». Или и вовсе воспринимают травлю, как закалку, - думая, это готовит детей к тяготам и лишениям в жизни. Чаще всего буллинг не закаляет, а оставляет глубочайшие психологические травмы и нервные расстройства, которые потом уже взрослый человек вынужден долго и упорно разбирать с психологом.
Есть несколько распространённых заблуждений:
- «Ребёнок должен справиться со всем сам» - в случае локального конфликта может сработать, в случае с буллингом это всё равно, что бросить на произвол судьбы;
- «Жаловаться на ровесников это ябедничество, а стукачить нехорошо». Во время травли ребёнок не ябедничает, а обращается за рациональной помощью;
-«Если вмешаться, то ребёнок вырастет слюнтяем и не сможет за себя постоять». Опять же, подходит для несерьёзных конфликтов, травля же предполагает неравные силы, не слишком ли многого вы ждёте от неустойчивой психики своего чада?
- «Пусть попробует договориться с зачинщиком травли». И что же такое может предложить один восьмилетка другому восьмилетке? Ну, разве что изгой будет отдавать мучителю свои карманные деньги, чтобы в этот раз его не побили;
- «Пусть просто не обращает внимание». Не обращать внимание? Отсутствие чувства безопасности и постоянное психологическое воздействие могут привести к реальным заболеваниям или истощению;
- «Наверняка он сам виноват». Стандартная ситуация в нашем обществе: представление о том, что жертва сама виновата в своих бедах. Что бы ни натворил школьник, ничего не оправдывает преследования, издевательства и драки;
- «Это только их дело, пусть никого не втягивают». Чаще всего травля происходит прилюдно, то есть свидетели тоже участвуют и поощряют травлю своим невмешательством.
Как же предотвратить травлю ребенка в школе и помочь ему?
1. Конечно же, лучше предотвратить травлю, чем потом справляться с ее последствиями. Чтобы это сделать, необходимо, прежде всего, ликвидировать атмосферу в доме, способствующую превращению ребенка в «жертву». То есть никакой чрезмерной опеки или, наоборот, чрезмерного деспотизма.
2. Кроме того, нужно обязательно спрашивать, как у ребенка дела в школе. Эти «дела» должны касаться не только оценок, но и его отношений с одноклассниками, аккуратно расспрашивайте его о школьной жизни.
3. Если конфликт уже случился – оцените его масштабы. Если это проблема между двумя детьми – лучше дать ребенку возможность самому разобраться и научиться отстаивать свои интересы.
4. Если травля уже приобрела разросшиеся размеры – не стоит бежать в школу и разбираться. Попробуйте сделать так, чтобы Ваш ребенок сам смог себя защитить и восстановить свой авторитет в классе.
5. Если Ваш ребенок очень скромный и неуверенный в себе – помогите ему стать более уверенным, ведь повышение самооценки обычно делает человека менее терпимым к нападкам окружающих. Неплохой идеей будет активное участие в общешкольных мероприятиях, которые сближают детей и помогут ему обрести уверенность в себе.
6. В особо сложных случаях, если Ваш ребенок стал изгоем в классе – привлеките к проблеме учителей и школьных психологов. В этом случае профессиональная помощь будет Вам как нельзя кстати.
Взрослым нужно быть внимательнее и не жалеть времени на своих детей. Удачи вам в воспитании детей!
И помните родители: Ваша любовь и поддержка помогут ребенку справится с любой сложной ситуацией.

Социальный педагог отделения помощи семье и детям ГУ ТО СРЦН №6
Бондаренко Наталья Николаевна