В наше бурное время подростки и их родители сталкиваются с такими проблемами как ценностная дезориентация: неопределенность, что такое хорошо и что такое плохо. Раньше была довольно понятная жизненная стратегия: хорошо себя веди, будь скромным, но целеустремленным, хорошо учись — и все у тебя в жизни будет хорошо. Отклоняешься от этого курса — пеняй на себя.
Профессиональная неопределенность: непонимание детьми и родителями, куда двигаться, что будет востребовано и престижно. А значит, непонятно, что давать ребенку в первую очередь, куда держать курс.
Гаджеты, кроме опасности зависимости, о которой все говорят, это еще и свободный вход в виртуальный мир, который навязывает свои эталоны жизни, красоты, успеха и вносит еще больше неопределенности. Родители чаще всего абсолютно бессильны и ничем не могут помочь детям, так как они многого в этой ситуации не понимают.
Актуальность данной темы объясняется тем, что в данный момент времени, когда меняются экономические ситуации и условия в мире требуется иной подход в профессиональном становлении и самоопределении личности.
Никто не может указать подростку, кем конкретно ему стать, но педагог может помочь ему осознать, каковы вызовы современного мира, какие компетенции и личностные качества нужно развивать, чтобы быть востребованным. Поэтому помощь коуча, а в частности -социального педагога и педагога – психолога, играет огромную роль в самоопределении молодежи, познании своего «Я».
03. 02. 2023 для несовершеннолетних, состоящих на учете в ГУ ТО СРЦН №6 г. Узловая педагогом -психологом Хариной Еленой Анатольевной и социальным педагогом Дроновой Татьяной Ивановной на базе МКУК «Узловская городская централизованная библиотечная система», с целью активизировать серьезное отношение у участников к жизненному выбору и к взрослой жизни, формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения, проведен семинар – практикум «Мое будущее – мое решение».
В ходе психологического коучинга ребятам продемонстрирована презентация, нацеленная на развитие нравственных качеств личности и отношения к жизни как ценности. В практической части семинара проведены упражнения «Где я себя вижу?» «Моя идеальная жизнь», в котором подростки учились ставить цель в жизни, делились ожидаемым результатом. В упражнении «Мои будущие шаги» определяли шаги к цели, к той жизни, которую хотят. С помощью игр определяли какими навыками, могли бы заработать. Практическое упражнение «Что я люблю делать?» помогло привести ребят к пониманию, что своим трудом и увлечениями можно принести пользу себе и другим. Профилактическая беседа – диалог «Смысл жизни» позволило каждому участнику выразить свою точку зрения о понимании важных и ключевых ориентиров в жизни, рассказать о той профессии, которую они хотят получить.
В целом семинар - практикум прошел успешно и принес положительные результаты, помог многим ребятам найти ответы на интересующие их вопросы по профессиональному самоопределению. Ребята остались очень довольны общением, поделились своими впечатлениями, активно принимали участие в мероприятии. Подобный опыт общения стал весьма полезным для них, ведь некоторые дети не могут применить свои умения и увлечения, правильно поставить цель в жизни, определиться с будущей профессией.
В завершении мероприятия каждому подростку предложен буклет «Планы на будущее».